Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Психоанализ конкурентного поведения

Напомним, что основатель психоанализа Зигмунд Фрейд стал одним из первооткрывателей, которые констатировали наличие 3-х уровней психической саморегуляции человеческого поведения. К числу других мыслителей, описавших не два, а три уровня можно также отнести, например, философа-эзотерика Георгия Гурджиева, а также отечественного психолога А.Г.Леонтьева, выделявшего уровни «организма», «индивида» и «личности». Нижний уровень «Оно» у Фрейда примерно соответствует в нашей теории ОТК уровню инстинктивно-рефлекторной регуляции (биологический организм). Средний уровень «Я» у Фрейда приблизительно соответствует нашему уровню «Характер» (социальный индивид). А верхний уровень «Сверх-Я» у Фрейда менее точно, но все-таки аналогичен уровню «Личность» в теории ОТК (мыслитель-интеллектуал). Специалист по психологии конкуренции в ходе анализа конкретного конкурентного поведения сталкивается с трудностями, во многом аналогичные тому, как классический психоаналитик сталкивается с сопротивлением своего пациента в попытках помочь ему осознать вытесненные из сферы сознания сексуальные мотивы (ибо они лежат на нижних, неосознаваемых этажах психической жизни). Люди также отрицают и сопротивляются признанию у них зависти и других конкурентных эмоций, а также применения неосознаваемых грубых биологических стратегий конкуренции по отношению к своему окружению, как они сопротивляются признанию того факта, что могут испытывать сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Эти механизмы психологической защиты по типу «вытеснения» требуют от практического психолога применения всего того богатого арсенала методов, который наработан классическим психоанализом. Например, легче оказывается подойти к признанию конкурентных мотивов через сферу юмора и фольклора (анекдоты, шутки, афоризмы, пословицы), через приемы игрового перевоплощения (включая психодраму) и тому подобные инструменты, помогающие преодолеть вытеснение и отрицание. Только осознавший свои конкурентные мотивы субъект может согласиться с определенными технологиями управления этими мотивами. Без этой проработки «Глубинных уровней своей психики» человек очень часто либо открыто избегает участия в каких-либо конкурсах (в управляемых видах конкуренции), либо участвует в них под фальшивый маской, скрывающий фактический саботаж.